![Росреестр разъяснил, как будет работать закон об освоении и использовании земельных участков. Росреестр разъяснил, как будет работать закон об освоении и использовании земельных участков.](/netcat_files/generated/93/123/760x570/123/8ef1b78ef551488a260b0753c523292c.png?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=72470eff3895455474b3ff8c4fabe075&resize_mode=0&wm_m=0)
Росреестр разъяснил, как будет работать закон об освоении
и использовании земельных участков
Друзья, с 1 марта 2025 года вступит в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 307-ФЗ, которым определяется трёхлетний срок для освоения земельных участков, расположенных в границах населённых пунктов, садовых и огородных земельных участков.
Ряд СМИ и телеграм-каналов опубликовали новость о том, что теперь у собственников в упрощённом порядке могут быть изъяты земельные участки в связи с их неиспользованием. Эта информация не соответствует действительности, поскольку законодательством никакого «упрощённого» порядка изъятия не предусмотрено.
Данный закон наоборот предусматривает новые механизмы защиты прав собственности граждан и не расширяет список оснований для изъятия участков или увеличения штрафов за их неиспользование.
Все подробности уже на сайте. Доверяйте только проверенным источникам информации!
Особенности приватизации жилых помещений
Приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Приватизация дает права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Например, если гражданин проживает по договору социального найма в государственной или муниципальной квартире, распоряжаться ею по собственному усмотрению нельзя.
Приватизация жилых помещений регулируется Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Бесплатная приватизация жилых помещений является бессрочной.
Закон запрещает приватизировать жилые помещения в аварийном состоянии, а также в общежитиях и в домах закрытых военных городков, а также нельзя приватизировать служебные жилые помещения. Но, бывают исключения: например, можно приватизировать служебное жилье, если оно располагалось в совхозе или колхозе.
Законными условиями для приватизации являются:
- предоставление приватизируемого жилого помещения гражданам на условиях социального найма;
- полномочия передающих жилье органа или организации и подписавшего договор должностного лица;
- наличие у лиц, приватизирующих жилье, гражданства Российской Федерации;
- соблюдение прав несовершеннолетних и других лиц, имеющих право пользования жилым помещением, следует отметить, что несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия. Лишить детей возможности участвовать в приватизации можно только с разрешения органов опеки и попечительства;
- соблюдение принципа однократности приватизации жилья;
- обращение за государственной регистрацией одновременно всех участвующих в приватизации граждан.
В соответствии со ст. 6 Закона № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно статье 7 Закона № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым с органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом нотариального удостоверения данного договора не требуется.
Т.М. Бросалина
специалист 1 разряда Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
Наиболее характерные основания для приостановления учетно-регистрационных действий
В результате анализа решений о приостановлении учетно-регистрационных действий за второе полугодие 2024 года установлено, что наиболее распространенным основанием для приостановления государственной регистрации является наличие в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) записи об ограничении (обременении) в виде ареста или запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом. Владелец недвижимости перед сдачей документов на государственную регистрацию может узнать информацию о принадлежащем ему объекте недвижимости, в том числе имеющихся ограничениях (обременениях), с помощью сервиса Росреестра «Личный кабинет правообладателя», который размещен на главной странице сайта ведомства. Получить справочную информацию из ЕГРН об объектах недвижимости можно также с помощью бесплатного сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра.
В случае, если в отношении объекта недвижимости имеются такие ограничения (обременения) в виде ареста или запрета, то собственнику необходимо обратиться в орган, наложивший такое ограничение, за снятием.
Кроме того, основанием для принятия решений о приостановлении регистрации прав на недвижимое имущество являются наличие в ЕГРН актуальных записей об ограничении (обременении) прав на объекты недвижимости в виде ипотеки.
При переходе права собственности по договору или снятии объекта недвижимости с кадастрового учета собственнику необходимо убедиться об отсутствии в ЕГРН актуальных сведений об ограничении (обременении) в виде ипотеки. В случае наличия такой записи предпринять меры для ее погашения до сдачи соответствующих документов в орган регистрации прав.
Порядок погашения регистрационной записи об ипотеке установлен в статье 25 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
В случае, если была выдана закладная, для погашения записи об ипотеки в орган регистрации прав могут быть представлены:
- совместное заявление залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
- заявление законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
- заявление залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме.
В случае, если закладная не выдавалась, в орган регистрации прав необходимо представить совместное заявление залогодателя и залогодержателя или только залогодержателя.
Регистрационная запись об ипотеке погашается также по решению суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки.
В случае, если ограничение (обременение) в виде ипотеки переходит на покупателя, то необходимо представить в орган регистрации прав согласие залогодержателя, а также указать на наличие такого обременения в договоре об отчуждении недвижимого имущества.
Почти все объекты культурного наследия включены в ЕГРН
В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) включено 99,8% объектов культурного наследия (ОКН) Алтайского края. На территории региона зарегистрировано 1638 таких объектов.
Начало строительных работ, реконструкция или ремонт на территории объектов культурного наследия без соблюдения установленных норм может привести к штрафам и судебным разбирательствам. Владельцев таких объектов могут обязать устранить выявленные нарушения, а в крайних случаях имущество может быть изъято у собственника. Это возможно, если владельцы зданий, квартир, офисов или земельных участков нарушают законодательство в области охраны объектов культурного наследия.
Здания или отдельные помещения, признанные объектами культурного наследия, могут находиться в частной собственности или аренде. Они могут использоваться под жилье, офисы, банки, кафе, магазины, медицинские учреждения, образовательные центры и другие цели. Владельцы этой недвижимости обязаны сохранять её исторический облик и использовать её строго по назначению. При возникновении повреждений или аварий они должны немедленно уведомлять органы охраны памятников культуры.
Включение информации об объектах культурного и исторического значения в Единый государственный реестр недвижимости помогает защитить их от неправомерных действий. Помимо самих объектов культурного наследия, в ЕГРН также фиксируются данные о земельных участках, на которых расположены эти объекты (территории ОКН) и обеспечивающих их сохранение (охранные зоны ОКН). Чтобы сохранить историческое окружение объектов культурного наследия, вокруг них создаются специальные зоны охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, а также зона охраняемого природного ландшафта. В пределах охранной зоны любая хозяйственная деятельность запрещена, за исключением мероприятий, направленных на поддержание исторической или природной среды объекта. На территории самого ОКН запрещается любое новое строительство или проведение земляных работ, если они не связаны с восстановлением его первоначального вида. В зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности вводится специальный режим землепользования, который накладывает ограничения на строительство и хозяйственные мероприятия. Этот режим определяет требования к реконструкции уже существующих зданий и сооружений, например, сокращение этажности и высоты построек, использование определённых материалов при строительстве, а также соблюдение правил внешнего оформления зданий. Создание зоны охраняемого природного ландшафта предполагает введение запрета или ограничений на строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в пределах данной зоны. Эти меры направлены на сохранение природных территорий, таких как долины рек, озёра, леса и открытые пространства, прилегающие к объектам культурного наследия.
Сейчас в ЕГРН имеются данные о 1633 объектах, что соответствует 99,8% от общего числа объектов, включённых в Государственный реестр объектов культурного наследия. Также в ЕГРН зафиксированы сведения о 2218 границах территорий ОКН и 2304 охранных зонах ОКН. Более половины всех объектов культурного наследия Алтайского края - памятники, посвящённые Великой Отечественной и Гражданской войнам.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie