![Выдел земельного участка сельхозназначения. Выдел земельного участка сельхозназначения.](/netcat_files/generated/93/123/760x570/79/8ef1b78ef551488a260b0753c523292c.png?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=72470eff3895455474b3ff8c4fabe075&resize_mode=0&wm_m=0)
В Ребрихинский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю поступил вопрос жительницы села Георгиевка Елены Александровны И.: «Я и несколько моих односельчан хотим выделить свои земельные доли в отдельный участок. Как это сделать?»
Отвечает начальник Ребрихинского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Максим Владимирович Кирилов: «Для того чтобы выделить свои земельные доли в отдельный земельный участок сельскохозяйственного назначения необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки проекта межевания. Заказчиком такого проекта может являться любое лицо. Проектом межевания земельного участка определяются размеры и местоположение границ земельного участка, который может быть выделен в счет земельных долей.
При подготовке проекта межевания (подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности) кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка, из которого будет выделяться земельный участок в счет земельных долей, органу местного самоуправления поселения и (если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка) заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.
Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (как правило, в районной газете). Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственников земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.
В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Указанные возражения направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.
Необходимо отметить, что в случае если выдел в счёт земельных долей происходит из земельного участка, переданного в аренду, то регистрация права общей долевой собственности на выделенный земельный участок допускается при наличии в письменной форме согласия арендатора исходного земельного участка. При этом не требуется такое согласие в случае образования земельного участка на основании решения суда, предусматривающего выдел земельного участка в обязательном порядке».
Г.В. Зелинская
ведущий специалист-эксперт Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краюм
Изменения в порядке предоставления
сведений из Единого государственного реестра недвижимости
31.03.2023 г. в силу вступили изменения, внесенные в приказ Росреестра от 04.07.2022 г. № П/0264 «О внесении изменений в отдельные положения приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, запрашиваемая на едином портале об основных характеристиках и зарегистрированных правах в форме электронного документа может не включать в себя графическую часть (план, чертеж, схему), по желанию заявителя.
«Это будет возможно сделать путем проставления соответствующей отметки в графе "без графической части (не включать план, чертеж, схему)" запроса», - отметил начальник Ребрихинского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Максим Кирилов.
Ю.Ю. Останина
главный специалист-эксперт Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
Изменения в порядке предоставления
сведений из Единого государственного реестра недвижимости
31.03.2023 г. в силу вступили изменения, внесенные в приказ Росреестра от 04.07.2022 г. № П/0264 «О внесении изменений в отдельные положения приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, запрашиваемая на едином портале об основных характеристиках и зарегистрированных правах в форме электронного документа может не включать в себя графическую часть (план, чертеж, схему), по желанию заявителя.
«Это будет возможно сделать путем проставления соответствующей отметки в графе "без графической части (не включать план, чертеж, схему)" запроса», - отметил начальник Ребрихинского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Максим Кирилов.
Ю.Ю. Останина
главный специалист-эксперт Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
Что такое ранее учтённые объекты недвижимости и почему необходимо регистрировать право на них
В Ребрихинский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю поступил вопрос жителя села Ворониха Алексея Петровича Р.: «Что такое ранее учтённые объекты недвижимости и для чего необходимо регистрировать право на них?»
Отвечает начальник Ребрихинского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Максим Владимирович Кирилов:
Ранее учтенными объектами недвижимости являются:
- объекты, в отношении которых был осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.03.2008);
- объекты, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и не прекращены, но государственный кадастровый учет таких объектов не осуществлен;
- объекты, в отношении которых права возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31.01.1998), и не прекращены, сведения о правах не внесены в ЕГРН (так называемые «ранее возникшие права») и государственный кадастровый учет не осуществлялся.
К ранее учтенным объектам недвижимости могут относиться все виды объектов недвижимости, в том числе земельные участки, объекты капитального строительства — здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства.
Сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания. Проверить наличие сведений об объекте недвижимости в ЕГРН собственники могут самостоятельно. В этом может помочь портал Росреестра (http://rosreestr.gov.ru) . Самый простой способ – сделать онлайн-запрос через электронный сервис «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме online».
Без внесённых в ЕГРН сведений об объектах недвижимости граждане не могут осуществить юридически значимые действия с недвижимостью: например, продать, подарить, передать по наследству. Внесение в ЕГРН сведений о границах земельных участков избавит правообладателей от возможных споров с собственниками соседних участков и с органами публичной власти. Установление границ земельных участков поможет исправить технические ошибки, допущенные при определении площади земельного участка, и соответственно в расчетах кадастровой стоимости.
Действующим законом предусмотрена возможность внесения в ЕГРН по заявлению собственника отметки о невозможности проведения регистрационных действий без его личного участия. Это дополнительная защита от нежелательных действий постороннего лица. При наличии такой отметки в случае поступления документов, представленных не самим собственником, регистрация не будет производиться, документы вернут без рассмотрения. Но такую отметку возможно внести в ЕГРН, только если право собственности зарегистрировано в реестре недвижимости.
Наличие сведений в ЕГРН о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости также позволит внести в реестр недвижимости контактные данные правообладателей (адреса электронной почты, почтовый адрес). Это необходимо для оперативного направления на адрес владельца различных уведомлений, касающихся его недвижимости.
Регистрация ранее возникшего права проводится бесплатно. Для этого следует обратиться в МФЦ, представить подлинник правоустанавливающего документа, предъявить паспорт и СНИЛС».
Г.В. Зелинская
ведущий специалист-эксперт Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
Вопрос-ответ
Заключение договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения
Вопрос задает житель Ребрихинского района Владислав Анатольевич С. «Получил по наследству земельный участок сельскохозяйственного назначения. Как сдать его в аренду?»
На вопрос отвечает начальник Ребрихинского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Максим Владимирович Кирилов:
«В соответствии с действующим законодательством в аренду могут быть переданы земельные участки, прошедшие в установленном порядке государственный кадастровый учет.
Чтобы составить договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения включите в него существенные условия, в частности индивидуальные характеристики земельного участка (кадастровый номер, адрес, площадь, категорию земель, вид разрешенного использования) и размер арендной платы. Без этих условий договор может быть признан незаключенным. Чтобы узнать необходимые данные об участке, получите выписку из Единого государственного реестра недвижимости. Например, ее можно заказать в электронном виде.
Рекомендую также согласовать срок аренды, порядок изменения арендной платы, другие важные условия в зависимости от ситуации. Например, если вы арендодатель, можете установить обязанность арендатора получать согласие на субаренду (по общему правилу оно не требуется).
Договор аренды земельного участка нужно составить в письменной форме. Удобнее оформить его в виде одного документа, подписанного сторонами.
Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации».
О порядке представления документов для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество органами власти
Управление Росреестра по Алтайскому краю напоминает о порядке представления документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество органами власти, действующими в интересах граждан и юридических лиц.
Федеральным законом от 06.12.2021 № 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.09.2022 изменен порядок оформления в Едином государственном реестре недвижимости объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию.
«Уполномоченный орган публичной власти, который ввел объект недвижимости в эксплуатацию», - поясняет начальник Ребрихинского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Максим Владимирович Кирилов, - «должен одновременно направить в Росреестр заявление о кадастровом учете объекта и о регистрации права собственности застройщика. Установленный порядок не применяется в отношении многоквартирных домов, так как они не являются объектами прав. То есть, застройщику больше не нужно обращаться в Росреестр за регистрацией прав. За него это сделает уполномоченный орган власти».
Также обращаем внимание, что при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закон обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющих распоряжение земельными участками, самостоятельно обратиться в Росреестр для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка (в случае, когда требуется формирование земельного участка) и регистрации права гражданина или юридического лица.
Таким образом, законодательные изменения направлены на исключение из процедуры оформления прав на объекты недвижимости граждан и юридических лиц. Представление их интересов в регистрирующем органе по определенным вопросам возложено на уполномоченные государственные (муниципальные) органы.
При этом, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления с 01.01.2023 года представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов. Срок предоставления государственной услуги по регистрации недвижимости в электронном виде сокращен Управлением Росреестра по Алтайскому краю. Учетно-регистрационные действия осуществляются в течение одного рабочего дня с момента поступления в регистрирующий орган.
Нужна ли расшифровка всех ограничений по земельному участку
в договоре купли-продажи
В соответствии с частью 1 статьи 37 Земельного кодекса при заключении договора купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Принимая во внимание вышеуказанную норму, в договоре купли-продажи, предметом которого является земельный участок, в обязательном порядке должны быть указаны все сведения об ограничениях прав на него, обременениях такого участка и ограничениях его использования.
Обратите внимание, отсутствие таких сведений в договоре является основанием для приостановки государственной регистрации прав. Во избежание столь неприятных последствий не забывайте указывать в договоре купли-продажи сведения обо всех существующих ограничениях (обременениях).
Об изменениях законодательства в сфере федерального государственного земельного надзора за использованием земель
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2023 г. № 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся осуществления федерального государственного контроля (надзора) в 2023 году. Изменения вступили в силу с 17.03.2023 года.
В частности, Постановлением № 372, при осуществлении федерального государственного земельного (контроля) надзора, продлен мораторий на проведение плановых проверок до 2030 года.
«Постановлением № 372», - отметила Елена Саулина, заместитель руководителя краевого Управления Росреестра, - «также установлены основания для проведения профилактических визитов, не предусматривающих возможность отказа от их проведения, а также сроки и контрольные (надзорные) действия, которые могут проводиться в ходе таких визитов. К таковым относятся: поручение Президента Российской Федерации; поручение Председателя Правительства Российской Федерации; поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованное с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации».
Постановлением № 372 подпункт «а» пункта 3 Постановления № 336 дополнен абзацем, в соответствии с которым основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, при условии согласования с органами прокуратуры, является истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданного после 01.03.2023.
Таким образом, по истечении срока исполнения предписания, выданного после 01.03.2023, контрольным (надзорным) органом, выдавшим такое предписание, в случае, если контролируемым лицом не представлены документы об исполнении предписания или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований, невозможно сделать вывод об исполнении предписания, может быть проведено одно из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 4 – 6 части 2 статьи 56 Закона № 248-ФЗ.
Обращаем внимание на неукоснительное соблюдение обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации.